История возникновения пассажирских перевозок в России

Ямщик - это кучер на гос. службе, который выполняет ямскую повинность, установленная в ΧVII веке в России для перевозок чиновников, почтовых перевозок, казенных грузов и прочих нужд. В транспортном сообщении России ямщики имели очень важное значение вплоть до обширного распространения железнодорожного транспорта.


Первые почтовые службы появились на Руси еще в Х веке. Уже тогда существовала особая повинность населения выставлять повозки с лошадьми для княжеских гонцов, которая носила название повоз. Для пересылки письменных сообщений по перегонам на сменных лошадях была организована специальная служба в XIII веке - ямская гоньба. Для этих целей населению указывалось содержать положеное количество ямщиков и лошадей. А места их поселения называли ямами. Правительственные же указы пересылались по войскам и городам особыми гонцами. 


Татары же оказали огромное влияние на развитие первых почтовых связей в России. Даже слова "ямщик" и "ям" татарского происхождения: "ямщик" от татарского "ям-чи", которое означает проводник, а от слова "дзям" - дорога, происходит слово "ям".


В XV веке в Венгрии были изобретены почтовые кареты, которые в Европе стали первыми предшественниками современных минивенов и микроавтобусов. Французский омнибус (пер. транспорт для всех) так же можно считать подобием микроавтобуса. Эта конная повозка в 1672 году впервые перевозила пассажиров по маршрутам Французской столицы и ее пригородам. Для этого транспорта уже тогда составлялось расписание передвижения. Дилижанс (многоместная карета, запрягаемая лошадьми) - английский прототип микроавтобуса, появившийся в XVII веке, который использовался для перевозки пассажиров, почты и багажа. Как и в современном мире, в то время так же были оборудованы специальные места остановок и отдыха на всем маршруте передвижения.


Количество ямщиков, дорог и ям в XVI - XVIII вв. стало быстро увеличиваться. Во времена царствования Михаила Федоровича был основан ямской Приказ, которым князь Пожарский ведал. Почтовая связь, которая первоначально была связана с ямской, так же вошла в него. С Москвой ямами были соединены Новгород, Архангельск и прочие северные города. Охочие люди зачислялись в разряд служивых, если они шли в ямщики. Селились же они отдельными слободами.


В 1700 году был издан указ о внутригосударственной почте, которая поначалу действовала между Воронежем и Москвой. "Во все знатные города" был указ провести почту лишь в 1719 году. Таким образом, лишь 4 почтовые конторы было в России у 1723 году. Заведовали ими немцы. В Финляндии вскоре появилось 7 таких станций.


В середине XVIII века протяженность почтовых трактов доходила до 17 тысяч верст. Составлялись первые карты почтовых дорог. Между Москвой и Петербургом появилось первое почтовое сообщение - два раза в неделю, туда и обратно. В 1780 году в Риге появился третий почтамт.


За прогоны всех проезжающих вводится плата в 1770 году - за 10 верст пути по 12 копеек, а в 27 году XIX века - за одну лошадь на версту приходилось отдавать по 10 копеек ассигнациями (около 2,5 копеек серебром). 25 октября 1831 года было принято положение - "почтосодержатель получает обыкновенные прогонные деньги за провоз проезжающих, а с частных проезжающих, сверх того, по 12 копеек за повозку, данную от станции, по 12 копеек за подмазку колес у собственных экипажей, у бричек, колясок, карет, по 6 копеек - у телеги и кибитки, деготь и сало должны быть от проезжающих, которые обязаны давать по 6 копеек на водку почтарям".


Городские маршруты в XVII веке в России обслуживали "линейки". Это запряженные лошадьми открытые повозки. Эти транспортные средства получили свое название за то, что посадочные места были расположены в одну линию, пассажиры сидели спиной друг к другу, разделенные перегородкой и сидели боком по направлению движения. Так называемая "ямская гоньба" - транспортное средство, с помощью которого осуществлялись междугородние пассажирские перевозки в России.


Гоньба представляла собой систему ямов (почтовых дворов), соединяющие Москву с городами России, и которые располагались на расстоянии 30-50 верст друг от друга. Ямы представляли собой селения из 2-3- изб, сараев и конюшен, предназначавшиеся для отдыха проезжающих и смены ямских лошадей. Бывали станы и по 50 и более дворов. Располагались они на дорогах с интенсивным движением. 


В XVI веке создается ямская слобода - особый вид поселения вблизи крупных городов, население некоторых из которых доходило до нескольких сотен человек. Это были административные единицы с самоуправлением.


Обычно ямщиками становились состоятельные и грамотные крестьяне. Обязанностью ямщиков была гоньба на своих лошадях. Он получал от правительства и общины помощь "для лошадиного и дворового поставления" в виде некоторого количества сена, ржи, овса и денежной суммы.


Ямщики получали от государства прогоны. Но это была не только их зарплата. Они содержали лошадей для гоньбы и другую "ямскую порядню" на эти деньги. В свободное от гоньбы время они занимались торговлей, пассажирским извозом и различными промыслами. Но в ямских слободах благополучие было видимое. Гоньба была очень изматывающим занятием. Ямщик полностью зависел от правительства, став государственным человеком. Нередко оно обращалось с ними хуже, чем помещик со своими крепостными.  


Ямщики бросали гоньбу и бежали, за что строго наказывались государством. Вотчинники, принявшие бывших ямщиков, так же штрафовались.


Почта стала самостоятельной организацией к концу XVII века. Ямщики к этому времени одевались в служебную форму - зеленые кафтаны. Издавались подробные правила для почтарей, смотрителей и пассажиров. 


Лошади впрягались в кибитки и телеги для перевозки почты. В XVIII веке появились кареты и венские коляски. Зимой пассажиры и почта перевозились в двухместных и четырехместных возках и санях, пошевнях и в обыкновенных санях - розвальнях. Но для Руси XVIII - XIX веков самой характерной стала знаменитая почтовая тройка.


Начинаются попытки организовать дорожную службу со второй половины XVII века - измерить точно расстояние, установить указатели. Но все это удалось лишь при Петре I. 


Качество дорог того времени характеризуют слова Патриарха Макария: "Одному Всевышнему Богу известно, до чего трудны и узки здешние дороги, покрыты водой, на них образовались ручьи, реки и непролазная грязь; посреди узкой дороги нападали деревья, которые столь велики, что никто не был бы в силах их разрубить или оттянуть прочь; когда подъезжали повозки, то колеса поднимались на эти деревья, а потом падали с такой силой, что у нас в животе разрывались внутренности".


Москва - Новгород - Псков - самый напряженный в то время российский тракт. А вот дорога из Казани в Москву считалась самым легким путем того времени.


Благоустройство дорог началось в XVIII веке: расширена проезжая часть, построено множество мостов, открыты канавы для стока воды, расставлены верстовые столбы. Дорога стала столбовой, но до сих пор оставляло желать лучшего состояние полотна дороги. Глубокие колеи, многочисленные колдобины и неровности не позволяли с достаточной скоростью двигаться экипажам. Дормезы и ямские тройки отмирают при строительстве шоссе. Их заменили вместительные кареты с жесткими сиденьями на крыше и мягкими внутри. Скорость такого пассажирского транспортного средства составляла 10-12 верст в час. Пассажир имел право взять с собой груз не более пяти киллограм.


В XVIII веке при Императрице Екатерине II была отменена ямская повинность.


В XIX столетии в России открывается первая железная дорога. Ямщики теряли заработок, количество ямов сокращалось. Некоторые принимались за землю. Но большая часть продолжала кормиться мелким извозным промыслом до начала XX века. Извозчики перевозили товары, кладь и седоков.


Эра автомобильных пассажирских перевозок началась с изобретением в XIX веке парового двигателя, а затем и ДВС (двигатель внутреннего сгорания). Кареты с такими двигателями развивали скорость до 10-12 км/ч. В 1880 году изобретаются пневматические шины, которые имели огромное значение для развития автомобильного транспорта. В 1886 году изобретается первый в мире автомобиль. А уже в 1902 в России строится первый автобус на восемь пассажирских мест. Автомобильные пассажироперевозки развиваются очень стремительно. Первый таксомотор появился в Москве в 1907 году. Далее возникают первые регулярные автобусные маршруты. А следом и аренда легковых автомобилей.

Нет комментариев
Добавить комментарий